Всем привет! Если у вас есть двухлетний карапуз, который слово «мама» выговаривает через раз, или вовсе молчит, как «рыбка», то не стоит поднимать панику. Специалисты, в частности логопеды, пришли к мнению, что у современных детей более позднее развитие речи.
Если начиная с советских времён, маленький человечек обязан был выговаривать не менее 10 слов в возрасте 1 года, то сейчас требования значительно снизились. Например, вполне достаточно и пары слов даже в 20-24 месяца, чтобы убрать подозрения о наличии задержки речевого развития.
Но если вам очень важно знать, как ребенка в 2 года научить говорить – эта статья именно для вас. Мы рассмотрим методы, которые не только создадут стимул малыша полноценно общаться, но и вызовут интерес к этому делу.
Особенности
Не стоит сравнивать своего малыша с его одногодками. Каждый человек – уникален, со своими определенными темпами и задачами развития. Порой причина молчания кроется именно в родителях. Чрезмерно заботливых. Это когда они с полу взгляда понимают, что хочет дитя и удовлетворяют его потребность.
Ему попросту нет необходимости напрягаться, за него делают всю работу. Либо наоборот, он может проявлять протест, когда взрослые слишком активны в своём желании научить его говорить.
Поэтому будьте внимательны и учитывайте особенности, как ребёнка, так и условий, в которых он растёт, развивается.
Если же в остальном он не уступает сверстникам – отложите подальше свои тревоги, наступит момент, когда вы будете мечтать, чтобы он помолчал хоть немного.
Имеется в виду, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы, способен хоть изредка без помощи взрослых одеваться, раздеваться, кушать – то повода для беспокойства нет.
Например, всё хорошо, если вы скажете ему принести мячик – он отправляется не на кухню, а туда, где находятся его игрушки. Или просите подать бутылку – он именно её и даёт, а не камень, либо любой другой предмет. Также не игнорирует просьбу, делая вид, что никто к нему не обращался.
Среди учёных существует гипотеза, что современные дети совсем не такие, какими были мы и наши родители. Они понимают, что совсем не «дотягивают» до взрослых и принимают решение молчать, формируя, так сказать, пассивный словарный запас. И в какой-то момент просто начинают общаться фразами, причём сложноподчинёнными.
Также во внимание берутся гендерные отличия. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков. Так что, прямо по команде ваш молчун не заговорит, но вызвать интерес к ведению диалога вам вполне под силу.
Методы и рекомендации
Мелкая моторика
В коре головного мозга зона, которая отвечает за речь, находится рядом с зоной, что отвечает за движения пальцев рук. Ещё Сухомлинский, великий педагог и писатель говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому следует уделить внимание мелкой моторике, которая будет вспомогательным средством в вашем желании поскорее стимулировать малыша говорить.
Только помните, что упражнения и задания должны быть непривычными, новыми для него. Иначе занятия деятельностью, которая уже успела сформировать определённые навыки, ничего нового не принесут, кроме как отточат мастерство каких-то умений.
Итак, как можно развить моторику:
- Сделайте мешочки с разными крупами и давайте их щупать, играть с ними;
- Приобретите кинетический песок, с ним достаточно интересно проводить время даже взрослым;
- Играйте в пальчиковые игры, их вы обнаружите на просторах Интернета. Сейчас легко найти занятие по душе, продается даже Твистер для рук, специальная жвачка и прочее;
- Раскладывайте по тарелке крупную вермишель, создавая узоры и рисунки. Можно даже потом посадить её на клей, получив в итоге картину, произведение искусства;
- Позволяйте ему трогать то, что захочется. Конечно же, соблюдая меры безопасности и приличия. Например, без разрешения к незнакомым людям не прикасаться, как и к оголённым проводам. А так, если дома что-то попросит достать с полки, не поленитесь, покажите и позвольте ознакомиться с этим предметом тактильно.
Повторение
Если он хоть какие-то звуки произносит, то повторяйте их, после чего добавляйте свои, приглашая в новую игру. То есть, изначально вы вместе говорили то, что он вам предлагал, допустим «ба-ба», «бу-бу», то теперь правила меняются и ему необходимо копировать вас.
Этот процесс должен быть в форме игры, вызывать смех и радость. Можете изображать животных, играть с этими звуками, то протягивая гласные, то меняя тональность и прочее.
Кстати, копирование животных является неплохой артикуляционной зарядкой. Рычите как тигры, потом шипите, будто змеи. Это не только весело, но и действительно полезно. Более подробно об артикуляции вы узнаете из этой статьи.
Чёткость
Обязательно говорите чётко и понятно, не стоит заменять буквы в словах, якобы вы перешли на особенный, «детский» язык.
Ваш малыш будет подражать вам, соответственно, в дальнейшем также неправильно будет разговаривать. Ведь он не в курсе, как правильно, а как нет. И тогда придётся обращаться к логопедам и поправлять его при каждой ошибке. Что, конечно же, вполне может сказываться на его самооценке.
Так что не создавайте сложности, которые в данном случае совсем не нужны и никакой пользы не принесут.
Радио
Режим радио – это когда взрослый вслух рассказывает о своих действиях, чувствах, окружающих предметах, явлениях, о том, что видит и прочее. Только избегая использования терминов и сложных предложений.
Таким методом вы будете расширять его словарный запас. Как и улучшать понимание каких-то процессов, укреплять память.
Вопросы
Задавайте вопросы и выдерживайте паузу, не стоит торопить события и отвечать вместо молчуна. Да, порой это непросто сделать, особенно тем родителям, которые предпочитают находиться в слиянии. То есть, когда считают себя и ребёнка одним целым.
Например, решают вместо него, что он хочет, используют формулировку «мы», когда говорят только о себе или о малыше и так далее.
Но всё же оставляйте пространство для него, тогда, возможно, он решит им воспользоваться.
Комментируйте ответы в виде кивков и прочих невербальных проявлений, спрашивая: «Ты хочешь достать лопатку?», «Тебе не нравится эта каша?»…
Также поощряйте его использовать слова вместо жестов. Вот не понимаете, что он показывает, и ничего с этим поделать не можете.
Альбом
Если у вас имеется альбом с фотографиями всех членов вашей семьи, полистайте его, называя каждого по имени. Если имя длинное и сложно выговаривается, упрощайте его, сокращая.
После того, как поймёте, что молчун запомнил имена, просите его показать, кто, где находится. Потом усложните задачу, указывая на какого-то человека, спрашивайте, как его зовут.
Завершение
Если же тревога не желает покидать вас, обратитесь к логопеду. Пусть он «поработает» с малышом, чтобы вам удалось прояснить причины его нежелания разговаривать. Тогда будет яснее, что делать, принимать срочные меры, либо просто успокоиться и ждать, когда он созреет самостоятельно вести беседы с окружающими.
И напоследок хочу напомнить, ни в коем случае не ругайте его, не давите, требуя мгновенного повторения за вами. Из-за неумения взрослого справиться со своими чувствами у него может возникнуть негативное отношение к речи. Что только усугубит ситуацию. Так что будьте терпимы и внимательны.
Успехов вам и свершений!
Также, рекомендуем почитать статью про кризис переходного возраста у детей.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина