Единые государственные экзамены, которые существуют в России более 15 лет, по-прежнему не дают покоя депутатам Думы, которые периодически поднимают тему отмены такого способа проверки знаний выпускников и возврата к с прежним выпускным экзаменам. У ЕГЭ, действительно, есть как несомненные плюсы, так и многочисленные минусы. И если в министерстве образования, кто бы его не возглавлял за прошедшие годы, стремятся устранить минусы и сделать систему ЕГЭ более совершенной, то депутаты, по своей привычке, хотят все запретить и отменить. Отменят ли ЕГЭ уже в 2019 году — к чему готовиться будущим выпускникам, что сказал об отмене ЕГЭ президент Путин, чем недовольны депутаты Госдумы, когда пытаются отменить единые госэкзамены.
Очередной законопроект об отмене ЕГЭ на рассмотрении Думы
16 марта в Госдуму был внесен проект закона (далеко не первый такой за последние годы) о полной отмене ЕГЭ и возвращении действовавших прежде выпускных экзаменов в школе.
Как поясняют свою идею некоторые депутаты Думы, ЕГЭ, по их мнению, не оправдал себя. В 2002 году, когда вводилась эта система, стояло несколько главных задач: более высокий уровень знаний выпускников школ, доступность высшего образования, устранение коррупции при поступлении в вузы. Как полагают депутаты, фактически ни одна из этих целей достигнута не была.
Нападая на ЕГЭ, депутаты называют систему обанкротившейся и не поддающейся реформированию.
Вместо единых государственных экзаменов авторы законопроекта предлагают вернуть выпускные экзамены, которые существовали в школах прежде. Задания для этих экзаменов должны будут утверждать не федеральные, как сегодня, а региональные органы власти. Принимать экзамены, по мысли депутатов, вновь будут те же учителя, которые обучали школьников.
Тем, кто сдавал ЕГЭ, предлагается разрешить использовать их результаты для поступления в вузы в течение четырех лет (как это и происходит сегодня, когда результаты единых госэкзаменов действуют именно такое количество лет). Что характерно — в законопроекте при этом нет самого главного. Депутаты вовсе не описывают порядок, по которому будет происходить прием в вузы абитуриентов.
Действительно, в проекте закона, который был внесен в Думу в марте, говорится только о том, как будут организованы выпускные экзамены в школе. Депутаты будто забыли об одном из главных преимуществ ЕГЭ — такая форма экзаменов является одновременно выпускной и вступительной проверкой знаний. Если ЕГЭ отменят, нужно будет снова вводить вступительные экзамены в вузы, и стресса тем самым у выпускников школы вовсе не убавится. Им придется сдавать сначала выпускные, затем вступительные экзамены. Для этого снова нужно будет ехать в тот город, где находится выбранный для поступления вуз. И снова окажется практически невозможно рассматривать несколько вариантов для поступления сразу, поскольку одновременно сдавать экзамены в разных вузах не получится.
Очевидно, возврат к прежней системе быстро вернет и такие ее “прелести”, как тотальную коррупцию в вузах при поступлении абитуриентов.
Не секрет, что до появления ЕГЭ в некоторых вузах страны все бюджетные места были негласно зарезервированы под нужных абитуриентов. Приемные комиссии знали, кто именно должен к ним поступить, и беззастенчиво “валили” прочих абитуриентов, не оплативших свое поступление при помощи взятки.
Говоря о доступности высшего образования, депутаты, предлагая отмену ЕГЭ, почему-то говорят не о качественной, а о количественной доступности. Они сравнивают число мест в вузах с числом выпускников школ и поясняют, что мест в вузах даже больше, чем выпускников. При этом депутаты не говорят, как сделать так, чтобы талантливые школьники из глубинки могли поступить в вузы столицы и имели такие же шансы, как московские выпускники. Понятно, что так или иначе выпускник сможет куда-то поступить, чтобы формально получить высшее образование. Вопрос, будет ли соответствовать при этом качество вуза качеству самого студента? И не потеряет ли страна часть талантливой молодежи?
Плюсы и минусы ЕГЭ сегодня
Разумеется, ЕГЭ — система не совершенная, как не совершенно ничто в нашей стране (как и в любой другой стране мира). Вопрос лишь в соотношении преимуществ и недостатков.
ЕГЭ привыкли ругать за то, что такие экзамены якобы представляют собой сплошное тестирование, и хорошие баллы можно набрать, просто отвечая наугад. Это давно не так, и тестовой части к 2018 году практически не осталось в экзамене ни по одному из предметов. А та, что осталась, позволяет набрать мизер баллов.
Стереотип о ЕГЭ как тестах живет с первых лет существования этой системы, когда она страдала определенными “детскими болезнями”.
ЕГЭ ругают также за то, что школьников натаскивают на эти экзамены, а не дают им комплексные знания. Но это проблема не ЕГЭ, а самой школы. До появления ЕГЭ школьников точно так же натаскивали на примерные или даже заранее известные вопросы экзаменационных билетов. Вряд ли с отменой ЕГЭ что-то качественно изменится.
Что касается критики ЕГЭ за то, что этот экзамен не живой, в нем мало творческого элемента, то это не повод отменять систему целиком, а направление для ее дальнейшего реформирования. К примеру, уже сейчас экзамены по иностранным языкам включают в себя отдельную устную часть. Такую же можно ввести на экзаменах по другим предметам.
Что касается преимуществ единых госэкзаменах, то к ним, действительно, уже привыкли, и они перестали замечаться. Так или иначе, многие из них мы затронули чуть выше. ЕГЭ позволяют спокойно готовиться только к одной волне сдачи экзаменов, одновременно являющихся выпускными и вступительными. ЕГЭ — более объективный способ проверки знаний, когда ответы проверяются анонимно и не теми учителями, которые обучали школьника и проверяют свою же работу. ЕГЭ дает лучшие шансы талантливому школьнику реализовать себя в высшем образовании — лучшие вузы могут сравнивать на основе достаточно объективных показателей поступающих к ним абитуриентов, и подросток из глубинки может поступить в топовые вузы России.
Что сказал об отмене ЕГЭ президент Путин
Перспективы отмены ЕГЭ в России не столь велики. Такие законопроекты не единожды вносились в Думу, и против них всегда голосовало большинство депутатов. В том числе и потому, что общая стратегия государства — оставить ЕГЭ как форму проведения экзаменов, не имеющую серьезных альтернатив.
Если говорить о президенте Путине, то он высказывался на тему отмены ЕГЭ в январе 2018 года. Мнение главы государства в данном случае полностью совпадает с тем, что говорят в правительстве — при всех возможных недостатках, ЕГЭ — система работающая и дающая результат, ее нужно совершенствовать, но нет необходимости от нее отказываться. Плюсы системы перевешивают ее минусы.
Очевидно, очередной законопроект об отмене ЕГЭ — это способ для некоторых депутатов обратить на себя внимание. В Думу вносится достаточное количество экзотических законопроектов. вокруг которых некоторое время существует определенный шум, и которые в итоге быстро отклоняются либо лежат годами в канцелярии без всякого движения.
Источник: