Суд Видземского предместья Риги 23 января вернул в прокуратуру уголовное дело русского правозащитника и профессора экономики 64-летнего Александра Гапоненко, обвиняемого в «разжигании межнациональной розни», «антигосударственной деятельности» и «помощи иностранному государству (читай – России) в направленной против Латвии деятельности». Федеральное агентство новостей взяло комментарии у подсудимого и его адвоката.
Напомним, что доктора экономических наук, сопредседателя объединенного конгресса русских общин Латвии и президента Института европейских исследований Александра Гапоненко в 20 апреля 2018 года арестовали и продержали четыре месяца в Рижской центральной тюрьме, пока велось досудебное следствие. Лишь 23 августа суд Видземского предместья Риги освободил немолодого правозащитника, у которого, к тому же, серьезные проблемы с сердцем.
«Не каждый судья хочет принимать участие в политических расправах над инакомыслящими, да еще с явным этническим привкусом, — комментирует нынешнее решение суда Александр Гапоненко. — Как выяснилось, дело против меня инициировал печально известный депутат Сейма Эдвин Шноре и его кампания. Решили отомстить за то, что я не соглашался с их определением русских, как кровососущих насекомых, конкретнее — вшей. Отправка меня на четыре месяца на тюремные нары был их аргумент в пользу того, что вшей и прочих приписанных к ним существ надо травить».
Как сказал в интервью ФАН Гапоненко, если бы дело касалось каких-то формальностей, неточностей, то его бы отправили из суда тому же самому прокурору, а не вышестоящему.
Обвинения Гапоненко основаны в основном на публикациях в Интернете, в частности, в соцсети Facebook, то есть за выражение собственного мнения. Но почему-то в публикациях и высказываниях того же Шноре о «русских вшах» или, например, утвержденного сеймом сегодня, 23 января, в качестве премьер-министра американского латыша Кришьяниса Кариньша, заявлявшего, в свое время, о необходимости ассимилировать русских детей, спецслужбы Латвии никакого разжигания межнациональной розни или признаков других преступлений не находят.
«Это, по-видимому, считается нормальным, — говорит Александр Гапоненко. — Как и отказ мне в праве на лечение в России. Я подал заявление на выезд в Россию на лечение – мне необходима операция на сердце. Меня нижестоящий прокурор не выпустил, сославшись на то, что я могу попытаться избежать латвийского правосудия, а вышестоящий — не ответил. Здесь в больницу на операцию я ложиться не хочу, опасаясь, что меня зарежут. А выпускать из страны меня не собираются».
«Поэтому я боюсь, что меня хотят попросту физически уничтожить, — заявляет правозащитник. — Мои пять жалоб в прокуратуру на полицию безопасности (с нового года Служба госбезопасности – СГБ. – Прим. ФАН) так и остались без ответа. Это касалось и запугивания смертью, пыток и попыток довести до самоубийства. Это все просто не принимается во внимание, как будто этого нет. Вот и складывается подозрение, что меня хотят аккуратненько устранить».
Адвокат Имма Янсоне в ответ на поздравления, что дело вернули из суда, огорошила ответом, что поздравлять еще не с чем.
«Не знаю, что означает это решение, так как ни я, ни прокурор еще не получили из суда извещение об этом, — говорит Имма Янсоне. — Я предполагаю, что это какие-то технические причины. И, когда их устранят, дело вернут в суд. Так что радоваться тут вообще нечему совершенно. Борьба еще вся впереди».
Это понимает и Александр Владимирович, который является еще и председателем Прибалтийского отделения Изборского клуба. Несмотря на то, что он находится под подпиской о невыезде, Гапоненко руки не сложил. Вот и 12 января участвовал вместе со всеми в марше за социальную справедливость, пытаясь докричаться до президента Латвии Раймонда Вейониса и депутатов Сейма.
Автор:
Карен Маркарян из Риги специально для ФАН
Источник: