Национальный эгоизм и групповой фаворитизм в глобализированном мире

В современном мире сотрудничество между представителями разных наций — насущная необходимость. Однако везде люди со своими соотечественниками сотрудничают охотнее, чем с иностранцами.

Национальный эгоизм и групповой фаворитизм: не только в США, но и во всем мире люди предпочитают сотрудничать со своими соотечественниками, а не с иностранцами.

Это показало научного исследования с участием тысяч людей из 42 стран со всех континентов.

Таковы результаты исследования международной команды во главе с Ангелой Романо (Angelo Romano) и Матиасом Сутер (Matthias Sutter) из Института имени Макса Планка.

С лозунгом «America first» («Америка — прежде всего») Дональд Трамп вступил на пост президента Соединенных Штатов в 2017 году. Тогда две трети американцев поддержали его курс, который провозгласил национальные интересы главным политическими приоритетом. Однако сосредоточенность на собственной стране — это признак не только американцев.

В масштабном исследовании с участием более 18000 участников из 42 стран международная команда выяснила, что люди, работая в команде, отдают предпочтение своим землякам. Страны варьировались от Швеции, Пакистана и Южной Кореи до Боливии, Нигерии и Новой Зеландии.

Ученые привлекли участников к своеобразному варианту «дилеммы узника», стандартного эксперимента в теории игр: подопытных разделили на команды из двух человек. Оба получили незначительную сумму и должны были по своему усмотрению решить, какую долю они оставляют себе, а какую отдают незнакомому партнеру по игре. При этом поведение партнера оставалось неизвестным для каждого. Сумма, которую игроки отдавали, удваивалась, и от щедрого партнера участник получал вдвое больше вознаграждения.

Лучший вариант для обеих достигался тогда, когда оба отдавали все свои деньги друг другу. Однако одному игроку было выгодно поступить эгоистично и оставить себе все деньги — при условии, что его партнер отдаст ему все свои деньги. Худший результат для обеих наступал тогда, когда оба полностью оставляли себе всю сумму.

Сколько денег участник отдавал незнакомом партнеру — это зависело от доверия и сплоченности. Оба чувства между земляками оказались существенно выразительные, чем между представителями разных национальностей.

Результат был однозначным: в 39 исследуемых странах большинство участников сотрудничало со своими земляками намного охотнее, чем с иностранцами. В остальных трех странах (Польше, Перу и Гонконге) также проявилась корреляция между готовностью сотрудничать и принадлежностью к той же национальности потенциального партнера.

Национальный эгоизм — т.е. тенденция отдавать предпочтение своим землякам, не зависит от того, можно ли анонимно принимать решение, или приходится ли это делать публично. Также на решение не влияют национальность партнеров (партнерш) по игре и культурные различия.

Однако ученые заметили различия между отдельными лицами. Так, готовность сотрудничать с иностранцами отличается внутри одной национальности существеннее, чем в среднем в мире. Среди женщин этот показатель выше, чем среди мужчин. Он также выше среди лучше образованных, чем среди людей с худшим образованием.

Никакого влияния на готовность сотрудничать не оказывают религиозная конфессия, условия окружающей среды, которые могли бы обусловливать более тесную национальную сплоченность, а также качество государственных институтов.

По словам ученых, такое поведение мотивирует не враждебность к иностранцам вообще, а групповой фаворитизм (ingroup bias). То есть люди охотнее солидаризируются с теми, с кем чувствуют групповую сслоченность — в данном случае речь идет о представителях той же национальности.

Учитывая глобальные вызовы, в частности климатические изменения и пандемии коронавируса, распространение национального эгоизма — это плохая новость. Ведь люди должны сотрудничать, несмотря на границы, чтобы найти путь к долговременному решению проблем.

«Хотя высокие темпы сотрудничества внутри стран, безусловно, важны, в будущем нам придется тщательно изучить вопрос, как мы можем продвигать сотрудничество между иностранцами независимо от национальности», — говорит Маттиас Саттер, отмечая большую потребность в исследованиях такого рода.

Nationaler Egoismus ist weltweit verbreitet

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник: psyfactor.org

Оставить комментарий