Урок на Юпитере. Как проходит изучение астрономии в московских школах?

Тот, кто давно не заходил в московскую школу, попав туда, легко перепутает урок с переменой. Занятия больше не ограничиваются стенами класса — под них отдано всё школьное пространство.

Да и в классе на уроках дети при необходимости ходят, горячо спорят и не пишут в тетради. Качество образования при этом не только не страдает, а неуклонно растёт. Мы побывали в школе № 2030, чтобы понять, как такое происходит. 

Ватная планета

Выбор пал на уроки астрономии у детей разного возраста. Образовательными стандартами астрономия предусмотрена и как отдельный предмет, и как элемент других школьных дисциплин.

Заглядываем в 4-й класс на урок окружающего мира и удачно попадаем на завершение проект­ной работы «Будущее межпланетных путешествий». Этому шумному занятию предшествовала длительная подготовка. Ученики с учителем и самостоятельно изучали тему «Планеты Солнечной системы». Изучили немало: в Московском планетарии четвероклассникам теперь подходит экскурсия, ориентированная на 7-й класс.

Точка, точка, запятая… Качество образования в школах Москвы повышается

На уроке дети работают группами. В центре внимания модели планет, выполненные на уроках технологии. Дотрагиваешься до миниатюрного Юпитера — а палец… утопает.  

«Юпитер — газовая планета, и я сделала модель из ваты, — выдаёт секрет ученица 4-го класса Влади­слава Декалина. — На изготовление ушло примерно пять дней. А до этого я должна была изучить атмо­сферу планеты, диаметр и массу. Несмотря на то что она газовая, является самой тяжёлой в Солнечной системе, поэтому и в нашем классе это самая тяжёлая модель. Ещё она открывается, чтобы все увидели ядро».

Начав создавать модели, дети увлеклись и вдобавок решили придумать космические корабли, стартующие с Земли. Снова нужны знания: какая техника подойдёт для высадки на Уран, а какая — на Меркурий?    

Мотивация вселенского масштаба

Школа № 2030 — пример того, как рационально использовать каждый метр школьного здания. В рекреации с помощью Фонда технологической поддерж­ки образования установили куполообразную деревянную конструкцию. Это планетарий, где 25 учеников сидя и лёжа изучают Вселенную и смотрят научно-популярные фильмы в формате 360 градусов. Среда мотивирующая, поэтому объясним высокий спрос у учителей на проведение здесь уроков. 

«Всё очень наглядно и интересно, — подтверждает учитель химии Валерий Безверхий. — Когда мы проводим урок, дети удобно располагаются, сознание отдыхает, раскрывается, информация воспринимается лучше».

Планетарий — отечественная разработка. В утеплённом виде его можно устанавливать на улице.

Так как в начальной и средней школе для учеников продуктивнее практическая деятельность, к изучению законов Вселенной они приобщаются через проекты и исследования. Рядом с планетарием, тоже не в классе, но в урочное время, подростки работают над проектом «Роботы на планетах Солнечной системы». Восьмиклассники на деле понимают важность изучения основ конструирования и программирования. 

Таинственная педагогика

Пятиклассники собрались в лаборатории, название которой им трудно выговорить: в конвергентной лаборатории. Вокруг десятки наборов для проведения астрономических опытов и наблюдений. Однако не телескоп, квадрант и другие астрономические инструменты завораживают детей, а увлечённый преподаватель, с которым они за урок «пролетели» всю Солнечную систему. Какой ребёнок останется равнодушным после фразы: «Это будет для вас тайной, которую мы разгадаем!» Взрослый в этом «полёте» отталкивается от вопросов школьников, поэтому уроки у детей одного и того же возраста не похожи один на другой.

На старшей ступени появляется необходимость иногда осесть в классе, послушать лекции и в тишине поломать голову над задачами. И всё-таки даже в 11-м классе на уроке «Астрономия в физике» эффектный взрыв красного гиганта и рождение после этого белого карлика выпускники наблюдают не на картинке в учебнике, а на экране интерактивной доски, где после просмотра видео тут же появляется таблица с заданием.

«Всё, что вы видите, стало возможно благодаря оборудованию, поставляемому в школу в рамках городских образовательных проектов, — говорит директор Наталья Рябкова. — Изучение астрономии вышло на совершенно новый уровень, учиться увлекательно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.