Взаимообучение городов. Новая форма сотрудничества российских педагогов

27 сентября в Департаменте образования города Москвы были анонсированы первые мероприятия проекта «Взаимообучение российских городов». Специалисты из разных регионов приступили к обмену эффективными педагогическими практиками.

Участники пресс-конференции рассказали о механизмах и ближайших планах реализации взаимообучения. Обсудили задачи и поделились своими ожиданиями. Председатель Ассоциации победителей олимпиад Артем Шишов презентовал первый вебинар «Системный подход к развитию талантов обучающихся», в котором подтвердили свое участие почти 30 городов Российской Федерации.

Столичный опыт

Идея взаимообучения городов была озвучена на проходившем в Москве международном форуме «Город образования». Инициаторами выступили начальники отделов управления образованием нескольких российских городов. Они же предложили возложить функции модератора проекта на столичную систему образования.

«Сириус» и супердети. Как отбирают в лучший центр молодых талантов России?

«Мы сделали такое предложение Москве, — рассказала, выступая в ходе пресс-конференции, начальник Управления образования города Твери Надежда Афонина, — потому что столица в 2017 году уже сумела запустить механизмы взаимодействия и обмена передовыми эффективными практиками в рамках программы „Школы городов России — партнеры Москвы“. Мы увидели лидера, который даст нам возможность делиться опытом для достижения общей цели: повышения образовательных результатов наших детей. Например, на сегодняшний момент нас очень интересует опыт Москвы по достижению высоких результатов в области олимпиадного движения, в том числе и в олимпиадах международного уровня. И мы хотели бы позаимствовать у коллег эти положительные технологии подготовки обучающихся».

Московская система образования первой откликнулась на требования федеральных государственных образовательных стандартов в части создания условий для выявления, сопровождения и распространения лучших практик повышения качества образования и модернизации содержания и технологий общего образования в разных предметных областях. За прошедший год обучение в столице прошли около 350 руководителей образовательных организаций из таких российских городов, как Балаково, Ижевск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону и Сочи.

Эффективные педагогические практики есть в каждом городе

По словам директора Московского центра развития кадрового потенциала образования Алексея Рытова, сегодня география городов, из которых уже поступили запросы на обучение в Москве, охватывает практически всю территорию страны. В перечне наиболее часто встречающихся запросов — организация работы образовательных комплексов, формульные инструменты управления, «Московская электронная школа», эффективные механизмы повышения качества образовательных результатов учащихся.

Оценка для педагогов. Учителя Болгарии изучат столичную систему аттестации

Но столичные школы не только делились наработками с коллегами, но и изучали их наиболее успешные образовательные практики. 118 команд под руководством директоров московских образовательных организаций посетили 60 российских городов. Как отметил Алексей Рытов, из каждого города, в который выезжали московские команды директоров и преподавателей, они привозили что-то полезное по направлениям воспитательной, патриотической, волонтерской и другой работы. Едва ли не в каждом городе они находили эффективные управленческие и педагогические практики и затем с интересом рассказывали о них в публичном пространстве.

«В рамках взаимообучения 4-5 октября на обучение в Москву приедет рекордная делегация из 60 человек, основу которой составят директора и учителя школ из Ижевска и Твери, а к ним примкнут несколько представителей из других городов, — рассказал Алексей Рытов. — На площадках школ № 1560 и № 1474 они пройдут обучение по теме „Образовательная среда московской школы — от эффективного управления к высоким результатам“. Познакомятся с подходами формульного финансирования московской системы образования, с принципами построения Московского рейтинга школ по вкладу в качественное образование московских школьников, с условиями, которые созданы в столичных школах для реализации профильного и предпрофессионального образования».

Единая сервисная система

Тематика обучения формулируется как желающими познакомиться с конкретным опытом других городов, так и самими городами, готовыми транслировать свой опыт по направлениям, в которых им удалось достичь серьезных измеряемых результатов.

В проекте будет использоваться не только очная, но и дистанционная форма обучения. Для этого в МЦРКПО была разработана единая сервисная система, включающая в себя календарь образовательных событий (очные и дистанционные мероприятия, заявленные городами-участниками проекта). Используя эту сервисную систему, город может оставить запрос на участие в том или ином мероприятии, анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми готов поделиться с коллегами. Подобное взаимодействие — это трансляция лучших практик от директора — директору, от школы — школе, от учителя — учителю, это возможность совместного поиска эффективных управленческих и педагогических решений, возможность обсуждения актуальных программ и методик, а также обмена опытом в части использования потенциала городских организаций науки, культуры и бизнеса для повышения качества образования.

Дорога в отличники. Как школьные олимпиады мотивируют детей к учёбе

Следующее очное обучение — в Выборге

Следующим гостей на очное обучение будет принимать Выборг. В этой связи председатель Комитета образования Выборгского района Ленинградской области Ольга Карвелис рассказала присутствующим на пресс-конференции, что обучение в столице прошли практически все директора Выборгского района. И строилось оно не только на лекционных формах занятий, но и (в большей степени) на практико-ориентированных, базирующихся на знакомстве с самым интересным опытом московских школ.

«Конечно, нас заинтересовали новые практики, — рассказала она, — и в первую очередь мы примерили на себя опыт создания образовательных комплексов, но сделали это не на городской территории, а в сельской местности. Мы создали Первомайский центр в Выборгском районе, в который вошли 7 образовательных учреждений. И мы получили очень зрелищные системные эффекты. Если в 2015 году у нас детей, которые по предметам не менее 220 баллов получили, было всего 8 процентов, то к 2018 году их количество увеличилась в 5 раз, до 40 процентов. Если раньше на весь этот центр у нас был всего один призер Всероссийской олимпиады школьников, то в 2018 году их уже 18».

Привлечение к проекту новых городов

Ольга Карвелис рассказала о том, почему опыт использовали только в сельской местности: «На наш взгляд, применять даже какие-то эффективные механизмы, которые уже доказали свое действие в других городах, надо только тогда, когда это применение обоснованно. И вот в сельской местности это действительно было обоснованно. Потому что там у нас есть проблемы с кадрами, с руководителями. И когда мы объединили семь учреждений в одно, то получили возможность выбора самого эффективного руководителя, получили лучшего бухгалтера из семи учреждений. Мы действительно решили за счет объединения свои проблемы. А в Выборге у нас таких проблем пока не существует, и в городе мы используем другие механизмы. Если говорить о повышении результативности, то Выборгский район дал четырех победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Такие результаты достигнуты нами впервые».

Выравняли всех. Что повлияло на качество образования в столичных школах?

Очень показательно, что проект уже привлек новые города, не взаимодействовавшие с Москвой прежде в рамках столичной программы. Одним из новых участников стал Новокузнецк.

«Сегодня у нас состоялось подписание соглашения, Новокузнецк стал полноправным участником проекта взаимообучения городов, — рассказала собравшимся председатель Комитета образования и науки города Новокузнецка Юлия Соловьёва. — Хочу поблагодарить за предоставленную возможность к нему присоединиться. Мы ожидаем эффективного взаимодействия, которое позволит прикоснуться (не только нашим директорам, но и нашим педагогам) к тому ценному опыту, который в российской системе образования, безусловно, присутствует. Мы готовы поделиться своими достижениями и ждём делегации из других городов. Хочется верить, что проект позволит педагогическому сообществу ближе знакомиться с теми наработками, которые уже приносят результаты, и что слово „сотрудничество“ будет ключевым в этом проекте».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.