Триединство и борьба противоположностей. Поднимаем интерес к школе

Ребёнок должен знать, что цель достижима, что вот-вот — и до неё можно дотянуться.

Новый учебный год… Пройдёт эйфория первых дней, и многие подростки «забьют» на школу. Родители будут требовать результата «образовательных услуг», а учителя говорить, что он зависит не только от школы, но и от семьи. Шаткая связка…

Любят не предмет — любят учителя

Вообще-то конструкция, имеющая три опоры, может быть весьма устойчивой. Но если одну из опор подрезать — конструкция, естественно, рухнет. А вот гармонично выстроенная система будет работать на пользу всем.

Любят не предмет — любят учителя. В школе работает только одна вещь — эмоциональное заражение, или аттракция. Помните приём с космическими ложками, который придумал заведующий детсадом в «Джентльменах удачи»? Так вот, и школьный урок должен быть прежде всего увлекательным.

Неотъемлемая часть образования — воспитание, и без него никуда. Заражает тот, кто горит. Своим неугасаемым интересом к предмету, творческим подходом к делу, любовью к детям. Такой учитель цепляет внимание учеников, своим креативом стимулирует их поиск, воспитывает в них интеллектуальное лидерство.

Будет классно, но тяжело

Родителям хорошо бы не питать ненужных иллюзий и не заставлять ребёнка жить по двойным стандартам. «Я так любил делать домашние задания!» Или: «В школе всё будет классно!» Это не работает, больше того — вредит ребёнку. Давайте честно: вы готовите своё чадо к трудовой жизни и не обещаете, что труд будет лёгким. И тогда он сможет радоваться и наслаждаться благами, которые сам заработал, сам достиг.

Поэтому: «Да, будет классно, но тяжело, и ты должен быть к этому готов. А для того чтобы залезть на какую-то ступенечку, нужно пре-одолеть некие препятствия. Мы тебе всего лишь поможем». Правда, есть такой нюанс: чтобы преодолеть себя, ребёнок должен знать, что цель достижима, что вот-вот — и до неё можно дотянуться.

Хотите, чтобы вашему чаду учёба была интересна? Привяжите школьные предметы к жизни. Когда он поймёт, для чего решать ту или иную задачу, его мировоззрение структурируется и родится ответ родителям: «Я буду это делать сам, без твоей помощи и без репетиторов». И появится паровозик, который потащит его за собой и по другим направлениям. А занятия непонятным дети расценивают как потерянное время.

Кто-то скажет: «Привязать к жизни — хорошо. Но как это сделать?» К примеру, повести ребёнка на производство. Благо сейчас предприятия Москвы устраивают «Дни без турникетов». Только не надо идти на шоколадную фабрику, где глазеют на горы конфет, — выберите что-то серьёзное. Подготовьтесь сами, чтобы рассказать, для чего здесь нужны химия, физика или биология. Или интерактив в Историческом музее, где всё можно потрогать, пощупать, погрузиться в эпоху, — сколько гуманитарных (и не только) предметов можно объединить за один поход!

Бабушек этому учили

Но самое, я считаю, первое и главное: детей надо научить общаться, выстраивать отношения на самых разных уровнях, в самых разных ситуациях. И делать это надо в семье. Большинство родителей возражают на это: «А нас этому не учили». «А ваших бабушек учили — точно, — отвечаю я. — Возвращайтесь к корням, берегите здоровье ваших детей, да и своё тоже».

Ребёнку надо пояснить, что эмоции — это энергия. А если не знать, как её выпускать и как с ней обращаться, она сжирает тебя, создавая различного рода проблемы. Дети должны знать, что конфликты в жизни случаются, что из них может быть несколько выходов, и уметь самостоятельно выбрать оптимальный для ситуации.

Всё это, конечно, непросто. А потому действовать сообща должны все стороны треугольника: креативные педагоги, включённые родители и открытые дети.

Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы:

— Образование — это воспитание и обучение. Школы страдают излишней тягой к диктаторству. Но ситуация будет меняться благодаря открытию в этом году семи площадок IT-полигонов. Это сформирует среду, в которой ученик захочет самосовершенствоваться.

А увлечённые дети есть?

На международных школьных олимпиадах в этом году нашу страну представляли 37 ребят, и 20 из них — москвичи. Российская команда завоевала 15 золотых медалей, 9 из которых принесли московские школьники, 6 серебряных (4 московские) и 2 бронзовые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.