Отличники и двоечники — в прошлом. Как меняются московские школы?

У московской школы «Глория» в Бибиреве 11 зданий, а дошкольников и школьников 4641. В системе столичного образования крупные образовательные комплексы не редкость.

Но любое учебное заведение должно соответствовать единым высоким требованиям, установленным в

городе, и в то же время иметь собст­венное лицо и конкурентные преимущества. Как одновременно добиться и того и другого, рассказывает директор «Глории» Ирина Патрикеева.

Чем живёт школа

Инна Алейникова, «АиФ»: Ирина Джолдошевна, с таким количеством школьных зданий вы, наверное, и не появляетесь в рабочем кабинете — ездите из одного в другое целый день…

— Бывает по-разному: встречаюсь с учителями, родителями и ребятами в разных корпусах школы, а иногда целый день занята в кабинете. Но через единую систему видеонаблюдения у меня есть доступ к видеокамерам во всех 11 зданиях. Я включаю компьютер и имею возможность заглянуть в каждое из них.

Для управления крупной образовательной организацией применимы те же механизмы, что и для любого иного крупного предприятия. Эти механизмы нужно осваивать. И Департамент образования даёт нам уникальную возможность учиться, например, у топ-менеджеров больших компаний. Мы с огромным интересом встречались с управленческой командой Германа Грефа

Также в Московском институте открытого образования уже несколько лет реализуется программа повышения квалификации «Эффективный руководитель». Она совершенно непохожа на старые, далёкие от жизни лекции. А современному руководителю необходимы самые разные умения, одно из важнейших — через всевозможные средства общения донести до жителей города, чем живёт сегодня московская школа.  

Урок на Юпитере. Как проходит изучение астрономии в московских школах?

Семь профилей для выбора

— Из года в год растёт количество ваших учеников: каждый сентябрь последние пять лет добавляется по 100-200 детей. 

— Это свидетельство доверия москвичей школе. 

— Что, по вашему мнению, особенно привлекает семьи? 

— Думаю, привлекает доступность качественного образования. Московские школы сегодня предлагают широкий спектр программ основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности, занятий не только в классах, но и в музеях, колледжах, университетах — каждой семье для каждого ребёнка есть из чего выбирать. Наша первостепенная задача — научить ребят самоопределяться, на это работают масштабные городские проекты — медицинские, инженерные, академические и кадетские классы в московской школе, профессиональные пробы. Важно помочь каждому ребёнку постигнуть собственные интересы. 

— Поневоле вспомнишь времена, когда семья не имела в школе права голоса…

— Родители сегодня очень активно участвуют в жизни каждой школы. Для нашей принципиальным является то, что семья делает выбор. Например, на следующий год мы предложили 7 профилей для обучения.

— Для верного выбора нужно объективно оценивать своего ребёнка? Как это сделать?

— В Москве уже много лет Московским центром качества образования систематически проводятся независимые диагностики. Участие во всероссийской и московской олимпиадах тоже считаю объективной оценкой не только возможностей ребёнка, но и школы в целом. Набирают популярность чемпионаты профессионального мастерства, в них успешно участвуют студенты колледжей и школьники. Команда наших девочек в этом году стала призёром региона по фитодизайну, а девятиклассник — призёром национального чемпионата «Абилимпикс» — это соревнование для ребят с ОВЗ.

— Спрошу без обиняков: двоечники у вас учатся?

— Мы стараемся не оперировать такими понятиями и не определять успешность детей исключительно по их отметкам. Считаю, что разделение на отличников и двоеч­ников должно остаться в прошлом. Тем не менее бывает так, что у ребёнка что-то не получается. И тогда мы в первую очередь задаём вопрос себе: что мы, взрослые, не сделали для него? Если нет интереса к учёбе — ищем способы восстановить. Если неправильно подобрана программа — договариваемся о внесении изменений.

Библиотеки взрослеют вместе с учениками

— Какие условия школа предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам?

— Среди наших учащихся 86 дошкольников и 23 школьника имеют ограниченные возможности здоровья. С инвалидностью — 8 дошкольников и 47 школьников, из них 9 человек с инвалидностью по опорно-двигательному аппарату. Кто-то из ребят осваивает основные программы без специальных условий. Иногда одноклассники не догадываются, что с ними за партой сидит ребёнок-инвалид. Но есть дети, которым нужны особые условия. Третьеклассник Влад передвигается на коляске. Пока он учится в корпусе без лифта, ему нужна помощь. И мы приняли на работу его папу в качестве тьютора. Папа помимо помощи с коляской участвует в проведении уроков физкультуры для мальчика. Видеоролик об этом можно посмотреть на моей странице в Фейсбуке или на нашем сайте. 

Для детей с другими особенностями мы создаём особые классы — иногда из трёх человек. 

Активно развивается наш школьный спортивный клуб «Пума-юниор», в котором занимаются и дети, и взрослые с ОВЗ.  

— Что вы делаете для того, чтобы дети больше читали и ­вообще читали? 

— Мы читаем с нашими воспитанниками и учениками всех возрастов, начиная с дошкольного! Пишем и читаем наш школьный альманах «Белозёрская, 12». Взрослые и дети вместе читают со сцены. Много лет мы сотрудничаем с Московской филармонией: интегрировали выступления артистов-чтецов в программу по литературе. Сейчас, в феврале, идут традиционные Пушкинские чтения. Например, девятиклассники все вместе по фрагментам читают наизусть «Евгения Онегина», и из этого складывается роман целиком. 

Во всех наших школьных корпусах есть современные библиотеки — это территория активного самообразования. Библиотеки не похожи друг на друга — взрослеют вместе с ребятами. В корпусе для младших школьников — сказочный мир, точки буккроссинга на каждом этаже и в каждом коридоре. В подростковой школе — информационный центр с доступом в Интернет. Здесь проходят защита проектов, научно-практические конференции, дискуссии.

14 февраля мы отметили Всемирный день дарения книг. В одном корпусе ученики спрятали книги в подарочную упаковку, и содержимое стало сюрпризом для того, кому они достались. В другом корпусе, наоборот, всё показали, рассказали и предложили выбрать заинтересовавшую книгу.  

— Вы воспринимаете соседние школы как конкурентов? 

— Сегодня все понимают, что каждый ребёнок ценен для школы. Но в Москве перешли от свободной конкуренции школ к взаимной поддержке. Посмотрите, при входе в нашу школу размещена афиша межрайонного театрального фестиваля — весь февраль дети разных школ нашего межрайона будут друг для друга актёрами и зрителями. Также ребята ходят друг к другу в школы на занятия «Кружки от чемпионов», где вместе готовятся к Всероссийской олимпиаде школьников. 

Мы сегодня хорошо знаем возможности школ и обмениваемся лучшими практиками. Каждый московский школьник выигрывает от такого консолидированного образовательного пространства города. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.