Не дети, а золото! Московские школьники стали «Профессионалами будущего»

Не каждый взрослый знает, что такое мехатроника или сити-фермерство. А столичные школьники разбираются в этом лучше всех.

Команда Москвы стала абсолютным победителем в общекомандном зачёте Национального чемпионата «Профессионалы будущего» (по методике JuniorSkills).

Образование «для жизни»

JuniorSkills — это программа ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников 10-17 лет. Дети и подростки осваивают и применяют перспективные профессиональные компетенции. На чемпионате учащиеся столичных школ показали владение компетенциями в инженерном дизайне CAD, мобильной робототехнике, прототипировании, электронике, IoT (так называемом «Интернете вещей»), кулинарном деле, лабораторном химическом анализе, нейротехнологиях, аэрокосмической инженерии, мехатронике, фрезерных и токарных работах на станках с ЧПУ, электромонтажных работах, сити-фермерстве, сетевом и системном администрировании, мультимедийной журналистике, графическом дизайне.

Подход с душой. Почему юные москвичи выигрывают чемпионаты профмастерства

В команду, которая представляла Москву, вошёл 71 школьник, все они победители регионального московского чемпионата. На национальном первенстве конкуренция была велика: 450 юниоров из 30 регионов России. Но юниоры из Москвы получили 35 золотых, 14 серебряных и 10 бронзовых медалей.

«Молодцы!» — поздравил сборную Сергей Собянин

«Наши ребята участвовали в чемпионате по четырём направлениям. Победили в электронике ученики 6-7-х классов, — рассказывает директор школы № 444 Павел Северинец. — К технической стороне состязаний они были полностью готовы, поэтому незначительные сложности не выбили детей из колеи. Их воодушевляло то, что команда представляет не только школу, но и город. Нужно было проникнуться соревновательным духом и выступить достойно».

По мнению директора, школа уловила тенденцию развития современного образования: оно не может делиться на общее и дополнительное — образование «для жизни» возможно только в интеграции двух этих составляющих. В школе № 444 работает «Лаборатория солнечной энергетики», или, как её чаще называют учителя и ученики, «Солнечная лаборатория». Творческие и талантливые педагоги — сотрудники академических институтов — приходят в школу с желанием поработать с детьми. С помощью современного оснащения воспитанники узнают о солнечной энергетике, робототехнике, электронике, учатся наблюдать, овладевают начальными навыками постановки экспериментов и методами обработки результатов. Большой вклад вносят вчерашние выпускники, а ныне студенты. В своё время они сами прошли через эти увлекательные занятия и с удовольствием возвращаются в школу, чтобы показать, как паять, программировать и т. д. К слову, у девочек интерес к лабораторным изысканиям не меньше, чем у мальчиков.

Этот школьный ресурс был максимально полно использован для подготовки учеников к чемпионату JuniorSkills. И прекрасным дополнением к завоёванному «золоту» стали отличные оценки в дневнике. «Когда ребята увлечены, у них появляются цели: сделать хороший проект, успешно выступить на соревнованиях. На мой взгляд, это напрямую связано с улучшением успеваемости», — считает Павел Северинец. 

Тренировки по… электромонтажу

«Город сейчас является единым образовательным пространством, поэтому учебный процесс не заперт в четырёх стенах. Каждый ребёнок талантлив и может быть успешен», — уверен директор школы № 1310 Андрей Вдовин.

Ученики овладевают компетенциями в лабораторном химическом анализе, мультимедийной журналистике, лазерной резке и в области электромонтажных работ. 

К факторам успеха нельзя не отнести взаимодействие с Московским политехническим университетом. На базе вуза школьники учатся в Инженерной школе, выезжают на сессии, сражаются с заданиями инженерной предпрофильной олимпиады. Существенную помощь в подготовке к соревнованиям оказывают специалисты Центра технической поддержки образования Московского политеха на «Автозаводской». Техническими возможностями и педагогическим потенциалом делятся колледжи №№ 24, 26, 54 — начиная от проведения уроков технологии и заканчивая занятиями по электромонтажу под руководством лидеров «взрослого» чемпионата профессионального мастерства WorldSkills. В Московском педагогическом государственном университете дети занимаются физикой, биологией, химией, информатикой. Много интересных программ в парке «Зарядье». Школа начинает строить отношения с университетом им. Плеханова на предмет экономического образования. 

В образовательном комплексе № 1310 не только уделяют внимание развитию кружков технической направленности, сетевому взаимодействию с вузами и колледжами, но также перешли на работу со старшеклассниками по индивидуальным образовательным траекториям.

Директор полагает, что серьёзное влияние на детей оказал и учитель информатики Андрей Кнодель: «Он пошёл за интересом ребят и сумел собрать вокруг себя группу мальчишек, которые с удовольствием занялись электромонтажом. В прошлом году мы фактически сами спроектировали и построили в школе полигон, пусть и небольшой. Это место, где можно тренировать свои навыки в электромонтаже. У нас классическое пятиэтажное школьное здание, мы выделили уголок, разделили его фанерой на ячейки, проложили провода. И если раньше школьники работали только с электронными конструкторами, то сейчас они смогли перейти к практическим занятиям на учебных стендах полигона. Подросткам интересно что-то делать руками, а новоявленные чемпионы России Данила Анисько и Павел Двинянинов работают ассистентами учителя. На следующий год мы планируем увеличить число рабочих мест на полигоне, чтобы одновременно занимались 20 человек».

Как в большом спорте

Какими только компетенциями не овладевают ученики школы № 2101! Веб-дизайн, прикладная эстетика, геодезия и электромонтаж. Не первый год подтверждают свой уровень мастерства победами на национальном этапе JuniorSkills юные повара.

Мастерство юных. Будущее страны — за настоящими профессионалами

Школа № 2101 сотрудничает с колледжем «Царицыно», Московским государственным образовательным комплексом, РГСУ, педагогическими вузами, национальным технологическим университетом МИСиС. Ученики посещают отраслевые профориентационные уроки, проводят учебный день в технопарке, участвуют в проектах «Профессиональная среда», «Университетские субботы» и во многих других. Таким образом, у них формируется представление о современных профессиях — какие условия их ожидают, в чём особенности того или иного труда, какими навыками необходимо овладеть. 

Несмотря на юный возраст, ребята проходят стажировку на производстве. Так, участники чемпионата в компетенции «Кулинарное дело» стажировались в ресторане «White Rabbit». Уже никого не удивляет, что часто с мастер-классами в школу приходят известные повара. Однако научить чему-то могут не только взрослые. Школьники-победители уже не раз сами давали мастер-классы в школе и на городских выставках, конференциях и фестивалях.

«Победа на любом крупном соревновании — это всегда победа команды, каждый член которой работает на общий результат, — подчёркивает директор школы № 2101 Дмитрий Модель. — Тут как в большом спорте: нет отдельно участников и тренера, важна комплексная поддержка и работа на результат. Вспомните нашу недавнюю олимпийскую победу в хоккее. Это ведь победа и игроков, и тренерского состава, и врачей, и даже болельщиков, которые зарядили с трибун соответствующим настроем нашу команду. Так было и на чемпионате «Профессионалы будущего». Конечно, высокий результат — показатель усердия и трудолюбия наших ребят, мастерства их наставника, поддержки родителей и всего педагогического коллектива. На базе школы мы постарались создать все условия, в том числе закупили необходимое оборудование, для того чтобы ребята смогли отрабатывать необходимые навыки. Благодаря этому у нас подросла плеяда чемпионов, которыми школа гордится».

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.